74 лет. ЦАГИ — во имя Победы: образование филиала ЦАГИ №2 в Новосибирске


19 августа 1941 года Постановлением Государственного Комитета Обороны № 513 «О создании второй научно-исследовательской базы авиации на Востоке СССР» был образован филиал № 2 ЦАГИ в Новосибирске (в настоящее время Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А. Чаплыгина). Порядка 500 ученых, инженеров и рабочих института прибыли в столицу Сибири для работы по исследованию аэродинамики и прочности боевых самолетов.

Идея создать базы ЦАГИ в Казани и Новосибирске возникла сразу после начала войны. В эти города были направлены группы работников института для подготовки помещений на случай вывоза оборудования. «К осени стали готовить эшелоны для эвакуации. В ЦАГИ круглые сутки демонтировали оборудование натурных аэродинамических труб Т-101 и Т-104 (весы, вентиляторы и др.). Затем все погрузили в вагоны. Институт заминировали, и там оставалось только руководство», — вспоминал в своей книге «Опираясь на силу разума: воспоминания и размышления о развитии отечественной авиации» Г.С. Бюшгенс.

Обеспечить подготовительные работы для оперативного сооружения филиала ЦАГИ на Востоке Советского Союза было поручено Наркоматом авиационной промышленности СССР профессору Г.М. Мусинянцу — ближайшему сподвижнику С.А. Чаплыгина. В августе — октябре 1941 года в Новосибирск отправили оборудование новейших аэродинамических труб Т-101, Т-103, Т-104, Т-106.

Группу ученых ЦАГИ в Новосибирске, в которую вошли В.П. Ветчинкин, Г.М. Мусинянц, Д.Ю. Панов, К.А. Ушаков, Ф.И. Франкль и др., возглавил один из основоположников аэромеханики и аэродинамики, академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда Сергей Алексеевич Чаплыгин. Он осуществлял научное руководство работой института и одновременно являлся председателем Комитета ученых Новосибирска.

Строительство первой очереди филиала началось на площадке в Дзержинском районе города. Согласно историческим исследованиям главного научного сотрудника ЦАГИ Г.А. Амирьянца, в конце 1941 года С.А. Чаплыгин сообщал Наркому авиационной промышленности СССР А.И. Шахурину: «В Новосибирском филиале ЦАГИ находится около 500 сотрудников института, в их числе 60–70 ведущих ученых. Установлена связь с авиазаводами Востока для участия в доводке и совершенствовании серийных и опытных самолетов; вводятся в строй современные аэродинамическая и прочностная лаборатории». В октябре 1942 года С.А. Чаплыгин ушел из жизни. Сергей Алексеевич был похоронен на территории основанного им научного центра, а в будущем Сибирский научно-исследовательский институт авиации получил его имя.

В 1943 году было построено первое здание филиала, в котором разместилась аэродинамическая труба Т-203; в июне 1944 года она была сдана в промышленную эксплуатацию. В это же время вышел приказ об организации коллектива для проведения аэродинамических испытаний. В военные годы в Сибирском филиале ЦАГИ проводились теоретические и экспериментальные исследования по таким темам, как расчет ламинарного пограничного слоя, различные вопросы работы воздушных винтов, изучение характеристик виража самолетов Як-9 и ЛаГГ-3, прочность соединений, применяемых в смешанных авиаконструкциях, и др.

Через год после окончания войны, в июле 1946 года, Постановлением № 1537-684 Совета Министров СССР Новосибирский филиал ЦАГИ был преобразован в Государственный Союзный Сибирский научно-исследовательский институт авиации. В послевоенные годы СибНИА активно развивался и вскоре стал одним из крупнейших в стране центров авиационной науки.

Подпись к фото: Модель самолета Ли-2 с радиоэлектронным оборудованием для поиска подводных лодок в рабочей части АДТ Т-203 (1944 год). Рядом с моделью – ученый в области аэродинамики и прочности авиаконструкций, директор СибНИА с 1959 по 1989 год В.Г. Сувернев. Фото предоставлено СибНИА