53 года назад, 31 декабря 1968 года, состоялся первый полёт Ту-144


Этот полёт стал также первым в мире полётом сверхзвукового пассажирского самолёта. Совместный британско-французский проект «Конкорд», который создавался как конкурент советской модели, совершил свой первый испытательный полёт на два месяца позже, 2 марта 1969 года. 

Постройка первого опытного самолета Ту-144 («044») началась в 1965 году, одновременно строился второй экземпляр для статических испытаний. Опытная машина строилась в Москве в цехах ММЗ «Опыт». В конце 1967 года опытную машину перевезли в Жуковский, где специалисты  ЖЛИиДБ в течение всего 1968 года осуществляли доводочные работы и доукомплектование машины недостающими системами и агрегатами.

В конце 1968 года опытный «044» (бортовой № 68001) был готов к первому полету. На машину назначили экипаж в составе: командира корабля — заслуженного летчика-испытателя Э.В. Еляна (получившего затем за Ту-144 Героя Советского Союза); второго пилота — заслуженного летчика испытателя Героя Советского Союза М.В. Козлова; ведущего инженера-испытателя В.Н. Бендерова и бортинженера Ю.Т. Селиверстова. 

Кстати, учитывая новизну и необычность новой машины, ОКБ пошло на неординарное решение: впервые на опытную пассажирскую машину решили установить катапультируемые кресла экипажа.

Как вспоминают очевидцы, с 20-х чисел декабря 1968 года проект находился в предстартовой готовности. Машина и экипаж были полностью готовы к первому вылету, но в течение всех этих десяти дней над аэродромом ЛИИ не было погоды, и опытный Ту-144 оставался на земле.

31 декабря 1968 года состоялся исторический полёт. Он продолжался 37 минут. Коммерческая эксплуатация Ту-144 началась в 1975 году и продолжалась до 1978 года.