ЦАГИ принял участие в Международной конференции ICMAR 2022


С 8 по 14 августа состоялась XXI Международная конференция по методам аэрофизических исследований (ICMAR 2022), в которой приняли участие ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Одно из крупнейших научных мероприятий для специалистов в этой области прошло в Академгородке г. Новосибирска.

ЦАГИ выступил одним из организаторов ICMAR 2022, проводившегося при участии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Российского национального комитета по теории машин и механизмов РАН, Российского национального комитета по теоретической и прикладной механике РАН, Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН, Новосибирского государственного университета и Фонда «Центр поддержки науки и культуры».

В программный комитет конференции вошли Президент Союза авиапроизводителей России, Председатель Наблюдательного совета НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», академик РАН Борис Алёшин, научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев, первый заместитель генерального директора ФАУ «ЦАГИ», доктор физико-математических наук Александр Медведский, начальник отделения аэроакустики и экологии летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ», доктор физико-математических наук Виктор Копьев, главный научный сотрудник комплекса аэродинамики и динамики полета ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Иван Егоров и др. Кроме того, членами комитета стали ученые из США, Германии, Франции, Нидерландов, Японии, Китая, Тайваня, Белоруссии.

Ученые ЦАГИ представили на ICMAR 2022 порядка 30 докладов в рамках трех секций: «Аэродинамические трубы, газодинамические установки и методы диагностики», «Гидродинамическая устойчивость, турбулентность и отрыв» и «Аэрогазодинамика внутренних и внешних течений».

Так, начальник отделения исследований и разработки проектов аэродинамических труб и испытательных стендов экспериментальной базы ФАУ «ЦАГИ» Николай Батура представил доклад на тему исследований и разработки многорежимных сопел АДТ. Он рассказал о проведенной специалистами института работе по моделированию различных вариантов геометрии входного участка сопла сверхзвуковой экспериментальной установки. «Нам удалось реализовать новое техническое решение, которое заключается в сопряжении начального участка контура регулируемого сопла аэродинамической трубы с форкамерой. Экспериментально доказано, что это существенно улучшает качество воздушного потока в зоне установки модели», – рассказал Н.И. Батура.

Выступление начальника сектора отделения исследований аэротермодинамики гиперзвуковых летательных аппаратов и объектов ракетно-космической техники ФАУ «ЦАГИ» Павла Чувахова было посвящено ламинарно-турбулентному переходу сверхзвукового пограничного слоя на прямом крыле из-за акустического шума. По его словам, специалистам института удалось определить наиболее вероятный первоисточник турбулентности на прямом крыле сверхзвукового пассажирского самолета – акустический шум от фюзеляжа. В связи с этим появляются новые подходы к борьбе с турбулентностью, которая в разы увеличивает сопротивление воздуха в полете.

В свою очередь, старший научный сотрудник того же подразделения Иван Амелюшкин рассказал о новых результатах исследований особенностей обледенения и сальтации (подъем частиц с поверхности обтекаемого тела) снега. В частности, ему удалось рассчитать свойства льдофобных покрытий, обеспечивающие антиобледенительный эффект при ударе переохлажденных капель о поверхность обтекаемого тела в широком диапазоне скоростей, показать области повышенных концентраций снега в пограничном слое, безразмерные критерии и области на обтекаемом теле, в которых переохлажденные капли не кристаллизуются при ударе о поверхность. Полученные данные могут послужить основой в борьбе с обледенением элементов конструкции летательных аппаратов.

Наряду с этим были представлены результаты исследований научного центра мирового уровня «Сверхзвук» (НЦМУ «Сверхзвук»), координатором консорциума которого является ЦАГИ, нацеленного на решение фундаментальных, поисковых и прикладных научно-технических задач для разработки сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения. Также в ходе конференции ученые центра авиационной науки посетили лаборатории Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН, Института гидродинамики им. М.А. Лаврентьева СО РАН, Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН.

ЦАГИ традиционно участвует в конференции ICMAR, которая проводится более 40 лет. Ее новшеством в этом году стало включение в программу новой секции по методам аэрофизических исследований в междисциплинарных задачах, в том числе – для решения задач медицины, биологии, химии, экологии и др. Конференция охватила и традиционные для обсуждения темы – аэродинамические трубы, газодинамические установки и методы диагностики; гидродинамическую устойчивость, турбулентность и отрыв; аэрогазодинамику внутренних и внешних течений; методы преподавания механики. Нынешняя научная встреча приурочена к 65-летию Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича СО РАН.