ЦАГИ принял участие в конференции по технологическому развитию авиастроения


Руководители и специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского выступили на научно-практической конференции НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» «Технологическое развитие авиастроения: глобальные тенденции и национальные интересы России». Мероприятие состоялось в онлайн-формате 25 февраля.

Основная цель конференции — формирование согласованной позиции российского научного сообщества по вопросу стратегии технологического развития отечественного авиастроения в современных условиях, отметил, открывая встречу, генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов.

Также в рамках пленарного заседания выступили заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта РФ Алексей Новгородов, генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко, представитель РФ в CAEP ИКАО Артур Мирзоян, первый заместитель генерального директора ФГУП «ГосНИИАС» Владислав Косьянчук и др.

Специалисты ЦАГИ представили на научно-практической конференции около 10 докладов. Так, заместитель начальника комплекса безопасности полетов ФГУП «ЦАГИ» Андрей Шустов (соавторы И.Е. Ковалев, В.В. Лазарев) рассказал о технико-экономической эффективности применения криогенных топлив в гражданской авиационной технике. По его словам, возможности криогенной авиации особенно важны для России ввиду богатых природных газовых месторождений и больших расстояний.

«Как показывает анализ, использование криогенных топлив целесообразно на дальних и, возможно, средних магистральных самолетах. При этом компоновки этих летательных аппаратов будут отличаться от традиционных, что связано с особенностями хранения на борту криогенного топлива», — сказал Андрей Шустов.

Важным направлением работы конференции было обсуждение перспектив создания отечественных сверхзвуковых гражданских самолетов нового поколения. С одним из докладов по данной тематике, посвященным целям и задачам создания демонстратора комплекса технологий сверхзвукового гражданского самолета (СГС), выступил и.о. начальника Центра комплексной интеграции технологий (ЦКИТ) ФГУП «ЦАГИ» Андрей Кажан (соавторы И.Г. Башкиров, В.Г. Кажан, С.Л. Чернышев и др.). Участникам онлайн-конференции была представлена концепция демонстратора комплекса технологий СГС «Стриж», в техническом облике которого выполнена интеграция технических решений по аэродинамической компоновке, силовой установке, конструктивно-силовой схеме и системе управления, обеспечивающих достижение предполагаемых экологических требований к перспективным СГС.

«Сформированный в рамках ряда НИР научно-технический задел требует проверки эффективности и реализуемости комплекса технологий СГС в натурных условиях. Для этого будет необходима разработка и летные исследования соответствующего самолета-демонстратора, и сегодня мы представляем научному сообществу свое видение того, каким он должен быть», — сообщил Андрей Кажан.

Кроме того, доклады ученых центра авиационной науки раскрывали такие темы, как оценка перспектив использования распределенных электрических силовых установок на самолетах местных воздушных линий (Е.Е. Бобырь, А.И. Дунаевский и др.), направления разработок летательных аппаратов с элементами искусственного интеллекта (В.Л. Суханов, А.В. Шустов), оценка эффективности применения технологии дозаправки магистральных самолетов в полете на основе методов имитационного моделирования (В.М. Бузулуков, А.В. Климин, А.В. Смирнов и др.).

Помимо специалистов ЦАГИ, в конференции приняли участие представители АСЦ ФГУП «ГосНИИ ГА», АО «ОДК-Авиадвигатель», Фонда перспективных исследований, АО «ЛИИ им. М.М. Громова», Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН, АО «Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова», АО «Авиакомпания «Якутия» и др.