ЦАГИ на МАКСе: от научного кафе к «Сверхзвуку»


XV Международный авиационно-космический салон МАКС-2021, проходивший в период с 20 по 25 июля, завершил свою работу. Что происходило в Технопарке ЦАГИ, как велись переговоры на МАКС-2021 – в материале нашего корреспондента.
 

ЦАГИ имени Н. Е. Жуковского участвует в работе Международного аэрокосмического салона с первых дней его основания. Жуковчане помнят, что первые выставки авиационной техники в начале 90-х годов проходили прямо на автомобильной стоянке перед главным корпусом ЦАГИ. Но масштаб МАКС растёт, растёт и уровень представительства на престижном форуме наших научных институтов.

На МАКС-2021 ЦАГИ представил созданный в рамках национального проекта «Наука и университеты» Научный центр мирового уровня «Сверхзвук». Как рассказал генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало, в прошлом году институт победил в конкурсе Министерства науки и высшего образования России и получил грант в размере 211 миллионов рублей.

Для реализации амбициозного проекта был организован консорциум ведущих научных, образовательных и промышленных предприятий. Цель проекта – создание высокотехнологичной конкурентной продукции в области сверхзвуковых полетов гражданской авиации.

В НЦМУ «Сверхзвук» вошли пять научных лабораторий. Каждая из них решает свои прикладные и фундаментальные задачи в области сверхзвуковой авиации. Учёные ЦАГИ принимают активное участие в работе четырёх лабораторий. Это:

  • «Аэродинамика и концептуальное проектирование сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) с низким звуковым ударом»;
  • «Аэроакустика и вибрации»;
  • «Прочность и интеллектуальные конструкции»;
  • «Искусственный интеллект и безопасность полетов». 

21 июля, во второй день работы МАКС-2021, в Конгресс-центре авиасалона прошла конференция по развитию сверхзвуковой авиации. На встрече, которая была приурочена к Году науки и технологий, Кирилл Сыпало рассказал о планах работы НЦМУ «Сверхзвук».

«Сверхзвуковая авиация призвана обеспечить быстрые и удобные перелеты по стране и за рубеж, а также повысить доступность удаленных территорий России. Разработка сверхзвукового пассажирского самолета (СПС), соответствующего этим целям, — на сегодня одна из приоритетных задач для государства. Именно поэтому ЦАГИ выступил инициатором создания НЦМУ», — сказал Кирилл Сыпало. 

Кирил Сыпало добавил, что инициативу поддержали ведущие научно-исследовательские организации отраслевого характера, академического и вузовского секторов, ставшие участниками консорциума. Началась реализация программы создания и развития центра, формирующего научную и инфраструктурную базы по сверхзвуку.

В этот же день в Технопарке ЦАГИ состоялся семинар по прочности авиационных конструкций. Это одно из первых мероприятий деятельности лаборатории «Прочность и интеллектуальные конструкции», одного из подразделения НЦМУ «Сверхзвук». В семинаре приняли участие более 70 представителей ведущих российских промышленных, научных и образовательных организаций авиационной отрасли из ЦАГИ, МФТИ, институтов РАН. 

Существующая программа создания и развития НЦМУ «Сверхзвук» рассчитана на период до 2025 года. При этом основным источником финансирования является субсидия Министерства науки и высшего образования РФ в объеме более трех миллиардов рублей. За четыре года учёным будет необходимо провести целый ряд крупных мероприятий, мастер-классов и конференций, разработать образовательные программы, подготовить молодых исследователей. Но это не конечная цель. Как отмечают специалисты, уже сейчас необходимо формировать стратегию развития НЦМУ «Сверхзвук» на период до 2030 года.

Кстати, макет инфраструктуры научного центра «Сверхзвук», лабораторный стенд-демонстратор с консольной системой подвижности и другие результаты работ по проекту все желающие могли увидеть на стенде ЦАГИ в выставочном павильоне F-3.

Но одним из главных экспонатов ЦАГИ, привлекающим к себе всеобщее внимание, безусловно, стала масштабная модель демонстратора комплекса технологий сверхзвукового гражданского самолета.

Демонстратор технологий – прототип будущего летательного аппарата. Он создаётся для отработки уже готовых технических решений и испытания новых идей. Свой демонстратор технологий молодые инженеры ЦАГИ назвали «Стриж». Опыт создания таких высокотехнологичных моделей у учёных из Жуковского насчитывает более полувека. Демонстратор МиГ-21И был разработан в СССР для отработки S-образного (оживального) крыла самолета Ту-144.

Всего ЦАГИ представил на экспозиции МАКС-2021 три свои площадки. Кроме модели демонстратора и макета НЦМУ «Сверхзвук» гости авиасалона могли увидеть стенд Технопарка ЦАГИ. Инновационный технологический центр начал свою работу 3 года назад, в год 100-летнего юбилея ЦАГИ. Девиз Технопарка – «От идеи до реализации». Здесь всегда ждут не только взрослых резидентов.

«Жуковский – наукоград, здесь сконцентрировано большое количество научной молодежи, специалистов, студентов авиационных вузов. Мы хотим собрать это молодое научное сообщество у нас, чтобы у них было своё «тусовочное» место для общения. Недавно мы открыли научное кафе «Кулибин». Таких кафе всего три в Московской области. Планируем проводить тут разные мероприятия – семинары, квизы, мозгобойни в научной сфере, научные батлы», – рассказал руководитель технопарка Дмитрий Чернышёв.

В технопарке активно реализуется и детское направление. Работает инновационно-технологический центр, где занимаются дети разных возрастов, в основном школьники. Также на базе центра реализуют свои проекты и студенты. Работают кружки авиамоделирования, судомоделирования, программирования. Дети и подростки занимаются проектной деятельностью, затем происходит «бесшовный» переход, когда вчерашние школьники приходят стажироваться в компании-резиденты Технопарка.