Сегодня исполняется 100 лет опытно-конструкторскому бюро Андрея Николаевича Туполева


В 1922 году 34-летний Андрей Туполев возглавил Комиссию по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. В её состав вошли также его соратники Озеров и Сидорин. По предложению самого Туполева дату создания Комиссии, 22 октября 1922 года, позже стали считать датой создания опытного конструкторского бюро ЦАГИ – ОКБ А.Н.Туполева.

Первый отечественный цельнометаллический самолет АНТ-2  был построен в 1924 году. В нем Туполев не просто применил мировой опыт использования гофрированного металла в обшивке, но и улучшил процесс ее изготовления, повысив жесткость и уменьшив массу, а также разработал технологию, которая ускорила выпуск серийных машин. В 1929 году поднялся в небо первый советский серийный пассажирский самолет АНТ-9 (ПС-9). Каждому из девяти пассажиров полагалось плетеное кресло, стоявшее рядом с открывающимся окном.

Всего за 100 лет работы сотрудники ОКБ разработали около 300 самолетов и модификаций, 90 из них были реализованы в опытных образцах и более 40 строились серийно. Начиная с 1923 года было выпущено более 18 тысяч летательных аппаратов имени знаменитого авиаконструктора Андрея Туполева. Среди них – самый большой в мире самолет АНТ-20 «Максим Горький». Размах крыла составлял 63 м, силовая установка — восемь авиационных двигателей.

На самолете АНТ-25 было установлено несколько мировых рекордов дальности беспосадочного перелета — например, знаменитый полет экипажа Валерия Чкалова из СССР в США через Северный полюс в 1937 году, перелет экипажа Михаила Громова по прямому маршруту до Калифорнии.

На АНТ-37 (дальнейшем развитии АНТ-25) летчицы Гризодубова, Осипенко и Раскова установили мировой рекорд дальности полета для женского экипажа.

Первым в мире серийным сверхзвуковым пассажирским самолетом стал Ту-144 ОКБ Туполева. Его взлёт 31 декабря 1968 года с аэродрома ЛИИ им. М. Громова на два месяца опередил летные испытания франко-британского сверхзвукового лайнера «Конкорд».

В нашем городе имя великого авиаконструктора носят шоссе и улица.

Напоминаем, что у здания Демонстрационного центра ЦАГИ работает уличная выставка «Эволюция легенды». Экспозиция приурочена к 100-летию со дня основания Конструкторского бюро ПАО «Туполев». Жители и гости наукограда могут ознакомиться с ретроспективой становления и развития конструкторской школы Андрея Николаевича Туполева. Выставка развернулась на улице Жуковского, д. 1, вдоль пешеходной зоны от инженерного корпуса ЦАГИ к центральной проходной института. Экспозиция организована ЦАГИ имени профессора Н.Е. Жуковского при информационной поддержке ПАО «Туполев».

Особое внимание уделено начальным этапам деятельности Туполева – от знакомства с Николаем Егоровичем Жуковским в годы студенчества МВТУ и первых попыток пилотирования планера собственной разработки до руководства заводом опытных конструкций, к середине 1936 года выделившимся в самостоятельную организацию.