Расширены полномочия Правительства РФ в период ЧС


 

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» внесены изменения в целый ряд законодательных актов, предусматривающих наделение Правительства РФ дополнительными полномочиями в случае чрезвычайных ситуаций. Поправки вступили в силу 1 апреля 2020 года.

Так, при угрозе возникновения или возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций Правительству РФ предоставлено право

осуществлять полномочия координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При этом к причинам возникновения чрезвычайной ситуации поправками в числе прочего отнесено распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Правительство Российской Федерации наделено полномочиями:

• принимать решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории России либо на ее части в случае угрозы возникновения или возникновения ЧС федерального или межрегионального характера;

• устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС.

Органы государственной власти субъектов РФ наделены правом устанавливать свои обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС, в том числе, дополнительные по сравнению с федеральными правилами. При этом они не должны противоречить федеральным.

Для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при ЧС природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство РФ вправе вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами на определенный срок. В этом случае заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные в арбитражный суд в период действия моратория, а также поданные до даты его введения, вопрос о принятии которых не был решен арбитражным судом к дате введения моратория, подлежат возвращению арбитражным судом.

В условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации также вправе:

• установить особенности реализации базовой программы обязательного медицинского страхования;

• принять решение об установлении ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медизделиями, включенными в определяемый Кабмином перечень, на срок, не превышающий 90 календарных дней со дня принятия такого решения;

• до 1 января 2021 года устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной или не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, а также взыскания неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное или не полностью исполненное юридическими лицами обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.

Также при угрозе возникновения или возникновении отдельных ЧС, введении режима повышенной готовности или ЧС на всей территории России либо на ее части Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности отмены, замены или переноса зрелищных мероприятий.