Часто задаваемые вопросы и ответы на них




Меры антикоррупционного законодательства при приеме на работу бывших госслужащих

Немаловажным способом реализации мер по противодействию коррупции является закрепление на законодательном уровне обязанности работодателя направлять уведомление по последнему месту работы, в случае заключения трудового договора (договора на выполнение работ) с бывшим государственным (муниципальным) служащим (пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Неисполнение данной обязанности влечет привлечение к административной ответственности в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц может достигать 500 тысяч рублей, и является основанием для увольнения сотрудника.

Главное управление региональной безопасности Московской области настоятельно рекомендует придерживаться данной нормы закона, во избежание неприятных последствий и для руководства компаний и для бывших служащих.

Так, прокуратурой городского округа Электросталь было внесено представление в отношении директора коммерческой организации, который принял на работу сотрудника, ранее занимавшего должность государственного служащего. Соответствующие сведения о заключении трудового договора с указанным сотрудником на предыдущее место его службы направлены не были в установленный законом срок. Представление рассмотрено и удовлетворено, бывший государственный служащий уволен из коммерческой организации.


Новое в заполнении раздела 1 «Сведения о доходах»  справки о доходах,  расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Сведения заполняются строго по форме и в обязательном порядке с помощью специального программного обеспечения Справки БК (новая версия 2.5.1), которую можно скачать с официального сайта Президента РФ kremlin.ru. (по ссылке — http://www.kremlin.ru/structure/additional/12.)

В целях минимизации рисков совершения коррупционных правонарушений из-за предоставления недостоверных или неполных сведений за отчетный период 2021 года, служащему необходимо заблаговременно осуществлять сбор и систематизацию документов, подтверждающих факт получения дохода либо его отсутствия.

Чтобы не допустить ошибок при заполнении строки «Доход по основному месту работы» необходимо получить справку 2-НДФЛ в финансовом подразделении по месту работы, стараясь не пользоваться такими источниками информации, как распечатки о движении денежных средств по банковским счетам.

В случае, если смена основного места работы произошла в отчетном периоде, доход, полученный по предыдущему месту работы, указывается в строке «Иные доходы». При этом в графе «Вид дохода» указывается предыдущее место работы.

Перечень выплат, которые необходимо указывать в качестве дохода, актуализирован и дополнен следующими видами дохода:

  • доходы от продажи цифрового финансового актива, цифровых прав и цифровой валюты, с указанием даты отчуждения, сведений об операторе инвестиционной платформы и вида цифровой валюты;
  • суммы полной или частичной компенсации служащим или членам их семей товара, работы, услуги денежными средствами без последующего представления отчета о целевом использовании компенсации;
  • меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам);

В строке «Иные доходы» необходимо указать меры поддержки, установленные нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, выплаченные в 2021 году, такие как:

  • единовременная выплата семьям, имеющим детей;
  • единовременная денежная выплата гражданам, получающим пенсию;
  • единовременная денежная выплата отдельным категориям военнослужащих;
  • ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (единственному родителю) и иные;
  • пособие по временной нетрудоспособности, которое не было включено в справку 2-НДФЛ, выдаваемую по месту работы.

Отражению также подлежат аналогичные меры поддержки, предусмотренные в субъекте Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Социальная поддержка молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры («Пушкинская карта») не подлежит отражению в разделе 1 справки. Открытый при этом счет в банке отражается в разделе 4 справки.


Особенности заполнения раздела 2 «Сведения о расходах»

В рамках декларационной кампании 2022 года служащим необходимо сообщать сведения о расходах по сделкам, совершенным в 2021 году.

Необходимо сообщать информацию о сделках по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций, долей участия, паев в уставных капиталах организаций, цифровых финансовых активов и цифровой валюты.

Важно понимать, что данный раздел справки заполняется только в случае, если сумма расходов по этим сделкам превышает общий доход служащего и супруга за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Например, при представлении сведений о сделках, совершенных в 2021 году, учитываются доходы, полученные в 2018, 2019 и 2020 годах. Доход несовершеннолетнего ребенка при этом не учитывается.

Раздел также подлежит заполнению при наличии вышеуказанных обстоятельств по сделкам, совершенным в рамках предпринимательской деятельности.

Сделка с использованием денежных средств, представленных государством (субсидии, материнский капитал и т.д.), подлежит отражению в сведениях о расходе, если ее сумма превышает общий доход супругов за три предшествующих года.

Одной из типовых сделок является приобретение служащим совместно с супругом объекта недвижимости в долевую собственность. В данном случае раздел о расходах заполняется в справках обоих лиц, с указанием в графе «Сумма сделки» полной стоимости.

Новым основанием для заполнения сведений о расходах являются сделки по приобретению цифровых финансовых активов и цифровых валют.

При указании подобных сделок к справке прилагаются документы, подтверждающие сумму сделки и содержащие информацию о ее второй стороне.

В отношении цифровых финансовых активов в качестве основания приобретения указываются реквизиты записи о цифровых финансовых активах в выпустившей их информационной системе, с приложением выписка из нее.

В отношении цифровой валюты в качестве основания приобретения указываются идентификационный номер и дата транзакции, с приложением выписки о транзакции при ее наличии.

Граждане, подающие справку о доходах в качестве кандидата на службу, раздел 2 «Сведения о расходах» не заполняют.

Также в сведениях о расходах не подлежат отражению сделки, совершенные до поступления на службу отчитывающегося лица.


Новое в законодательстве по контролю расходов и доходов чиновников

Новый законопроект о внесении изменений в Федеральные законы «О прокуратуре РФ» и «О персональных данных», подготовленный Министерством юстиции РФ, расширяет полномочия прокуратуры при работе с персональными данными, в том числе в ходе осуществления контроля расходов и доходов чиновников.

В настоящее время прокуроры имеют право получать и обрабатывать персональные данные только в рамках прокурорского надзора, при этом контроль расходов и доходов чиновников таковым не является. Предлагаемые изменения разработаны для устранения существующей правовой коллизии.

Указанная законодательная инициатива является закономерным продолжением линии совершенствования института контроля за расходами и доходами чиновников.

В мае 2021 года Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект, устраняющий иную правовую коллизию, связанную с контролем доходов и расходов чиновников. Изменения позволят обращать в доход государства наличные денежные средства и денежные средства со счетов чиновников, а также их супругов и несовершеннолетних детей, если они не смогут подтвердить законность происхождения этих средств.

Необходимо будет обосновать наличие денежных средств, превышающих доход чиновника и его семьи за последние три года.

«Возможность обращения в доход государства земельных участков, недвижимости, автомобилей и ценных бумаг уже закреплена действующим законодательством. Теперь в этот перечень добавят и денежные средства», — отметил заместитель Председателя Правительства Московской области – руководитель Главного управления региональной безопасности Московской области Роман Каратаев.

Вскоре законодательные изменения коснутся и самого порядка подачи сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера чиновников, их супругов и несовершеннолетних детей.

Согласно Национальному плану противодействия коррупции на 2021-2024 годы, рассматривается вопрос о создании и внедрении цифровых технологий для электронной подачи чиновниками указанных сведений. Новая электронная система позволит осуществлять их автоматическую обработку, анализ и хранение, в том числе централизованное. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ с участием Министерства труда и социальной защиты РФ подготовят доклад с предложениями по данной системе к июню 2023 года.


«Забытый» автомобиль –  особенности заполнения подраздела 3.2 «Транспортные средства»

Обращаем Ваше внимание, что в подразделе 3.2. «Транспортные средства» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указываются сведения о транспортных средствах, находящихся в собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе Российской Федерации или в каком государстве зарегистрированы.

Транспортное средство, переданное в пользование и распоряжение другому лицу по доверенности, либо в случае, когда автомобиль находится в угоне, в залоге у банка или полностью непригоден к эксплуатации, снят с регистрационного учета и т.д., но все еще находится в собственности у отчитывающегося лица, его супруга (супруги) или несовершеннолетнего ребенка, сведения о подобных автомобилях все равно необходимо указать в подразделе 3.2. «Транспортные средства» справки о доходах.

Собственник может свой старый автомобиль, который пришел в негодность, утилизировать или сдать в автосалон по договору trade-in, при приобретении нового автомобиля.

При заполнении справки о доходах часто возникает вопрос о том, в каком разделе справки о доходах нужно указывать транспортное средство, утилизированное в отчетном периоде.

Если транспортное средство утилизировано без денежной компенсации, то в соответствии с пунктом 164 Методических рекомендаций Минтруда России данные о нем указываются в Разделе 7 «Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки».

Полученную компенсацию за утилизацию транспортного средства или по договору trade-in необходимо отразить в справке о доходах в Разделе 1 «Сведения о доходах».


Раздел 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» —  не допускаем ошибок в справке о доходах!

Наиболее часто допускаемые при предоставлении указанных сведений ошибки касаются информации об открытых счетах в банках и иных кредитных организациях. Например, забывают указать сведения о счетах, к которым выпущены платежные карты, или счетах, которые были открыты уже довольно давно и по ним не производятся банковские операции.

Для достоверного заполнения справки о доходах необходимо проверить сведения об открытых банковских счетах. Проще всего это сделать в личном кабинете налогоплательщика, где содержится перечень всех открытых счетов. Здесь же можно проверить и информацию о принадлежащем лицу недвижимом имуществе и транспортных средствах. Для получения детальной информации по каждому конкретному счету следует обратиться с запросом в соответствующий банк.

Предоставление недостоверной или неполной информации в разделе 4 справки о доходах о счетах в банках и иных кредитных организациях составляет значительную часть коррупционных правонарушений, по которым направляются акты прокурорского реагирования в адрес государственных органов.

Необходимо помнить, что предоставление недостоверной или неполной информации при заполнении справки о доходах является основанием для применения к отчитывающемуся лицу дисциплинарного взыскания, вплоть до увольнения по утрате доверия.

Однако при вынесении подобного решения необходимо оценивать и учитывать характер проступка, его тяжесть и обстоятельства совершения.

Судебная практика показывает важность соразмерности наказания и наличия признаков коррупции у правонарушения.

Так, седьмой кассационный суд общей юрисдикции Определением от 23.09.2021 № 88-14138/2021 по делу № 2-4835/2020 обязал восстановить в должности чиновника, уволенного за утрату доверия.

Госорган при проверке сведений о доходах служащего выявил нарушения: не указана информация о 2 банковских счетах с нулевым остатком и без движения средств, а также о счете с оборотом около 60 тыс. руб. за 3 года и остатком на начало отчетных периодов менее 500 руб., с которого банк списывал деньги за кредит служащего.

Судьи в решении сослались на обзор Минтруда, в котором разъясняется: если служащий не указал сведения о банковских счетах с остатком до 1 тыс. руб. и без движения денег, проступок признают несущественным. Повторение подобных нарушений считают малозначительным проступком. В данном случае суд посчитал увольнение чрезмерной санкцией.

Однако, в сумме с другими ошибками, подобные нарушения могут привести к применению серьезных мер ответственности.


Акции и иные финансовые инструменты: запреты и ограничения для служащих

Сегодня у широкой аудитории граждан возникает стремление контролировать финансы и грамотно инвестировать. Однако на государственных и муниципальных служащих в инвестировании законодательно наложен ряд ограничений.

Эти ограничения и запреты закреплены следующими федеральными законами: «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»«О противодействии коррупции».

Прежде всего, для лиц, занимающих должности, включенные в специальные перечни, установлен запрет на владение и пользование иностранными финансовыми инструментами. Это, в том числе, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные гражданские служащие высшей группы должностей, а также служащие, при исполнении должностных обязанностей которых предусмотрен допуск к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности для участия в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности государства.

Важно помнить, что такой запрет помимо самих лиц, распространяется также и на их супругов и несовершеннолетних детей, а его несоблюдение влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия.

Запрет касается, прежде всего, ценных бумаг и относящихся к ним финансовых инструментов нерезидентов и зарубежных структур, без создания юридического лица, с международным идентификационным номером (ISIN), указывающим на иностранную страну-эмитента, включая и ценные бумаги российских компаний, выпущенные их иностранными филиалами.

Запрещено владеть и пользоваться долями участия, паями в уставном капитале предприятий, зарегистрированных в других странах. Также под запретом договоры займа с участием нерезидента или зарубежных структур без создания юридического лица, и кредитные контракты с иностранными банковскими учреждениями в других странах. Нововведением является распространение указанного запрета на цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровую валюту. Полный перечень указан в части 2 статьи 1 Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ.

Однако существуют иные возможности инвестирования, ведь любым категориям служащих доступен весь перечень финансовых инструментов, код ISIN которых начинается на RU, с одним ограничением: служащим запрещено приобретать ценные бумаги, если их владение может привести к конфликту интересов, независимо от того, являются ли финансовые инструменты российскими или иностранными.

Перед сделкой каждому служащему необходимо убедиться, что инвестиции в конкретные ценные бумаги не приведут к возникновению ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) может повлиять на беспристрастное исполнение его служебных обязанностей.

«Личной заинтересованностью является возможность получения доходов в виде денег, иного имущества или каких-либо выгод служащим, его близкими родственниками и иными связанными со служащим близкими отношениями лицами и организациями. Например, конфликт интересов возникает, когда госслужащий покупает ценные бумаги организации, в отношении которой он осуществляет функции государственного управления и может оказывать на нее влияние», — пояснил заместитель Председателя Правительства Московской области — руководитель Главного управления региональной безопасности Московской области Роман Каратаев.

Если у служащего при владении ценными бумагами возникает или может возникнуть конфликт интересов, то он обязан передать такие ценные бумаги в доверительное управление, согласно ч. 7 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Кроме того, служащим запрещается принимать участие в собрании акционеров, что связано с запретом участия в управлении коммерческими организациями.

Таким образом, любой служащий может покупать акции и другие ценные бумаги российских эмитентов, выбирая биржевые инструменты только отечественного происхождения и с местной регистрацией, если это не повлечёт за собой конфликт интересов. Их выбор достаточно широк и разнообразен, что позволяет сформировать доходный инвестиционный портфель.


Опасные инвестиции!

Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ устанавливает запрет для отдельных категорий должностных лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

В случае владения должностными лицами, их супругами и несовершеннолетними детьми, на которых распространяются требования указанного закона, инвестиционными паями фонда, в общем имуществе которого имеются иностранные финансовые инструменты, будет нарушен запрет владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции подготовлено информационное письмо, в котором затрагиваются отдельные аспекты применения законодательства о противодействии коррупции в части владения должностными лицами инвестиционными паями фонда.

Каким образом отличить иностранные финансовые инструменты от других можно узнать в статье Идентификация ценных бумаг как иностранных финансовых документов.


Что делать, если один из супругов отказывается сообщить сведения о своих доходах?

В рамках декларационной кампании ряд служащих Московской области столкнулись с невозможностью представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов.

Такая ситуация может возникнуть, когда местонахождение кого-то из супругов неизвестно, либо человек отказывается представить эти сведения в силу ряда причин, например, на почве личных неприязненных отношений, и принудить его к этому не представляется возможным.

Что делать, если служащий оказался в подобной ситуации?

Необходимо обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруга или супруги.

К заявлению можно приложить:

— выписку из домовой книги о факте раздельного проживания;

— документы, подтверждающие бракоразводный процесс;

— телеграммы и письма, в том числе переписку в мессенджере и СМС.

То есть, для обоснования объективности и уважительности обстоятельств непредставления сведений в отношении кого-то из супругов необходимо иметь документы, подтверждающие принятие исчерпывающих мер, направленных на их получение.

Нежелание супругов представлять сведения о своих доходах уважительной причиной не является и служащий обязан сообщить об этом письменно в подразделение кадровой службы, при этом он вправе выполнить действия, которые позволят работодателю понять, что все возможные меры для исполнения установленной обязанности приняты. Это могут быть заказные письма, обращения с заявлением по месту работы супруга (супруги) для представления сведений о доходах.

Комиссия оценит совокупность имеющихся доказательств, представленных служащим, после чего примет решение, является ли причина невозможности представления сведений уважительной или нет.

Главное управление региональной безопасности Московской области напоминает, что непредставление сведений о доходах — как своих, так и супруга (супруги) является коррупционным правонарушением и влечет увольнение с государственной гражданской или муниципальной службы в связи с утратой доверия.


Коррупция «нечаянной» не бывает

В 2020 году за совершение коррупционных правонарушений к дисциплинарной ответственности привлечено 148 государственных гражданских и муниципальных служащих Московской области, 5 человек уволено в связи с утратой доверия.

В целом по стране служащих привлекают к ответственности из-за непредставления или представления заведомо ложных сведений о транспортных средствах, земельных участках, наличии банковских счетов, а также об их участии в управлении коммерческими организациями.

Однако, нарушение антикоррупционного законодательства может произойти по независящим от должностного лица обстоятельствам. В марте депутаты Государственной Думы Российской Федерации рассмотрели и одобрили в первом чтении законопроект об условиях освобождения государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, от ответственности в подобных ситуациях. Законопроект вызвал полемику в СМИ, получив название закона «о нечаянной коррупции».

В то же время противодействию коррупции служит целая система сдержек в виде связанных со службой ограничений, запретов и обязанностей. Например, сообщение в комиссию о возникновении конфликта интересов, когда личная заинтересованность препятствует исполнению служебных обязанностей, а также представление сведений о доходах и расходах. Неисполнение таких обязанностей является коррупционным правонарушением и влечет неблагоприятные последствия для нарушителей.

Нововведения законопроекта нацелены на упорядочивание процедурных вопросов применения мер ответственности, вводя понятие «независящие обстоятельства» и конкретизируя их категории.

Лицо, не исполнившее антикоррупционные обязанности, освобождается от ответственности при признании этого нарушения следствием независящих от него обстоятельств: стихийных бедствий, массовых заболеваний (эпидемий), забастовок, военных действий, террористических актов, запретительных или ограничительных мер, принимаемых государственными органами и органами местного самоуправления. После прекращения действия этих обстоятельств нарушения должны быть устранены не позднее чем через месяц в безусловном порядке.

Наличие оснований для освобождения от ответственности устанавливается соответствующей комиссией.

Необходимо понимать, что коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями и иное незаконное использование должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды, и всегда деяние злонамеренное и не может быть «нечаянным». Стоит особо подчеркнуть, что законодательство Российской Федерации преследует нечистых на руку должностных лиц, не делая никаких исключений.


Нарушение требований при приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего

Бывшие государственные или муниципальные служащие в течение двух лет после увольнения со службы при заключении трудового или гражданско-правового договора обязаны сообщать новому работодателю сведения о факте прохождения такой службы. Эта обязанность закреплена в положениях ст. 12 Федерального закона о противодействии коррупции и ст. 64.1 Трудового кодекса РФ и налагается на тех, чьи должности включены в специальные перечни. Несоблюдение бывшими служащими указанных требований влечет прекращение трудового (гражданско-правового) договора.

Данные ограничения позволяют исключить предпосылки к лоббированию интересов конкретной организации в период нахождения на службе, тем самым, снижая возможность возникновения конфликта интересов у служащих.

Работодатель, независимо от установленного размера заработной платы и своей организационно-правовой формы, при заключении трудового договора обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы гражданина о заключении с ним трудового договора по основному месту работы или по совместительству.

Информацию о заключении гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг необходимо направить на последнее место службы в случае, если стоимость выполняемых работ или оказываемых услуг по нему превышает 100 000 руб. в месяц.

При этом обязанность нового работодателя уведомить бывшего нанимателя служащего возникает независимо от последнего места его работы и количества заключенных им за этот период трудовых договоров.

В случае несоблюдения работодателем или заказчиком услуг установленных требований предусмотрено наложение административного штрафа, как на его должностных лиц – от 20 000 до 50 000 руб., так и на само юридическое лицо – от 100 000 до 500 000 руб.

Для исключения коррупционных рисков органами прокуратуры осуществляется надзорная деятельность за соблюдением ограничений при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих.

Нарушения при трудоустройстве бывших служащих выявляются в ходе проведения прокурорских проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции на поднадзорных территориях. Несмотря на то, что виновные должностные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафов, число выявленных правонарушений остается стабильно высоким.

Во избежание подобных ситуаций, при изучении документов, представляемых кандидатом при трудоустройстве, сотрудникам отдела кадров стоит обращать особое внимание на наличие или отсутствие сведений о ранее замещаемой должности.

Задача работодателя – получить у самого кандидата письменный ответ, работал ли он в государственных или муниципальных органах за последние два года, и в случае положительного ответа направить уведомление его прежнему работодателю строго в установленный законодательством срок.


 

Часто задаваемые вопросы и ответы на них

Вопрос: Что такое «коррупция»? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

Ответ: Понятие коррупции раскрывается в части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Так установлено, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

— превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

— незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

— получение взятки (ст. 290 УК РФ);

— дача взятки (ст. 291 УК РФ);

— провокация взятки (ст. 304);

— служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);

— присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

— мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ);

— воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

— неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);

— регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

— халатность (ст. 293 УК РФ).

Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.


Вопрос: Какие меры противодействия коррупции? 

Ответ: Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

К мерам противодействия коррупции относится:

а) предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);

б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.


Вопрос: Что такое конфликт интересов на муниципальной службе? 

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов это – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.


Вопрос: В случае если у муниципального служащего возникает личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, какие меры он должен предпринять? 

Ответ: Обязательно должен уведомить об этом своего непосредственного руководителя в письменной форме, а также принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).


Вопрос: Какие действия должен предпринять муниципальный служащий в случае попытки склонения его к совершению коррупционного или иного правонарушения?

Ответ: Муниципальный служащий обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.


Вопрос: В какой срок муниципальные служащие представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Ответ: Не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.


Вопрос: Что относится к источникам доходов муниципального служащего, полученных им за отчетный период? 

Ответ: Доход по основному месту работы, от педагогической, научной и иной творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, иные доходы (пенсии, пособия, доход от продажи движимого (недвижимого) имущества и др.).


Вопрос: Является ли основанием для отказа в приёме гражданина на муниципальную службу непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений?

Ответ: Является.


Вопрос: Вправе ли муниципальный служащий выполнять иную оплачиваемую работу?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомительный порядок направления муниципальным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить муниципальному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, муниципальный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого муниципального служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения муниципальному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой муниципальный служащий осуществляет отдельные функции управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации муниципальный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций управления в отношении организации родственники муниципального служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме.

В случае если муниципальный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой муниципальный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу


Вопрос: Какие ограничения налагаются на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора? 

Ответ: Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.


Вопрос: Каким образом рассматриваются обращения граждан, содержащие информацию о фактах совершения коррупционных правонарушений, если такие обращения поступают?

Ответ: Деятельность в сфере рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Граждане имеют право свободно и добровольно обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам. Все направленные в установленном порядке обращения граждан рассматриваются бесплатно.

Все поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента их поступления. В случае, если решение вопроса требует ответа государственных органов или органов местного самоуправления иной компетенции, а также подлежит тщательной проверке и сбору дополнительной информации, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. По направленному запросу данные органы обязаны в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения.

В случае необходимости, рассмотрение обращения может быть связано с выездом на место (с целью сбора дополнительной информации или проведение дополнительной проверке по собранным фактам).

В целом, вся процедура рассмотрения обращений граждан должна проходить в течение 30 дней со дня их регистрации. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней с момента продления срока рассмотрения. Срок рассмотрения по обращению продлевается руководителем органа местного самоуправления. Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, то обращение ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней.

По материалам проведенной проверки составляется письменный ответ, который направляется заявителю по почтовому адресу (или в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении).

В случае выявления в действиях должностных лиц органов местного самоуправления коррупционной составляющей: материалы, собранные в ходе проверки, подтверждающие указанный факт, направляются для рассмотрения в правоохранительные органы;

по информации, подтверждающей возможность конфликта личных интересов и интересов муниципальной службы, собирается комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.


Вопрос: Предусмотрена ли ответственность за ложное сообщение о факте коррупции должностного лица органов местного самоуправления?

Ответ: Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» Уголовного кодекса РФ.


Вопрос: Какая ответственность за коррупционные правонарушения?

Ответ: Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.