Отделение динамики полета и систем управления летательных аппаратов ЦАГИ отметило 60-летие


 

Исследования в области динамики полета и систем управления летательных аппаратов (ЛА) — одна из ключевых компетенций Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). В октябре исполнилось 60 лет научно-исследовательскому отделению ЦАГИ, отвечающему за это направление деятельности центра авиационной науки.

«Уникальная научная школа, созданная в ЦАГИ в ракурсе динамики полета и систем управления, является сильной опорой для создания надежного и эффективного воздушного транспорта. Достаточно вспомнить первые гражданские самолеты с цифровой системой управления Ил-96 и Ту-204, сверхзвуковой лайнер Ту-144, эпохальный проект „Буран“ — это далеко не все примеры знаковых работ, в которых принимал участие коллектив отделения. А сегодня ученые применяют накопленные знания и новаторские идеи для создания современных отечественных самолетов. Отрадно, что в отделении трудится много молодых специалистов, которые перенимают опыт и готовы использовать его для решения самых амбициозных задач», — отметил генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.

Отделение располагает современной экспериментальной базой, в том числе пилотажными стендами. На установках изучаются передовые концепции управления ЛА, которые потом реализуются на воздушном судне. В этом направлении ученые ЦАГИ тесно сотрудничают с опытными летчиками-испытателями, которые по итогам тестирования систем дают рекомендации, что позволяет внести коррективы и улучшить функции и алгоритмы управления. Стенды института также помогают в подготовке пилотов к летным испытаниям, в том числе — на сложных режимах.

«Наряду с комплексными системами управления, которыми мы традиционно занимаемся, сегодня стоят и другие перспективные задачи — изучение силовых систем управления, в том числе работа над концепцией „более электрического самолета“. Нельзя не учитывать всеобщий тренд цифровизации — и мы видим, какую эволюцию в этом направлении совершили самолеты. Поэтому создание интеллектуальных систем управления является одной из перспективных задач, над которой работает коллектив», — подчеркнул начальник отделения динамики полета и систем управления ЛА ФГУП «ЦАГИ», доктор технических наук Сергей Баженов.

Ключевые проекты, над которыми сейчас трудятся специалисты ЦАГИ в области динамики полета и систем управления ЛА — работа по тематике семейства ближне-среднемагистральных самолётов МС-21, модернизация самолета SSJ100, деятельность в рамках Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук» и др.

Отделение динамики полета и систем управления ЛА ФГУП «ЦАГИ» было создано в 1961 году в условиях активного внедрения автоматизации полетов. Новая структура возникла по инициативе академика РАН Г. С. Бюшгенса — крупного ученого в области аэродинамики, динамики летательных аппаратов, комплексных исследований авиационной техники.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.