
В современных условиях обеспечение благополучного и защищенного детства является национальным приоритетом государства.
По данным федерального статистического наблюдения, ежегодно
в Российской Федерации на пожарах гибнет 360-390 детей, причем 70% из них –
в возрасте до 7 лет.
Основными причинами пожаров являются:
- нарушение эксплуатации электрооборудования – 40%;
- шалость (игра) несовершеннолетних с огнем – 15%;
- нарушение правил устройства и эксплуатации печей – 11%;
- неосторожность при курении родителей (законных представителей) – 10%.
Пик пожаров приходится на праздничные и выходные дни, ночной период и раннее утро.
Несмотря на принимаемые меры, в 2022 году уже зафиксирована гибель 122 несовершеннолетних в 40 субъектах Российской Федерации.
Наибольшим рискам подвержены дома из дерева и бруса, особенно барачного типа, а также ветхое жилье. Также факторами, повышающими риск гибели несовершеннолетних в огне, являются оставление детей без присмотра, отсутствие в жилых помещениях автономных дымовых пожарных извещателей (АДПИ).
К социальным условиям наступления тяжких последствий относятся длительная эксплуатация аварийного жилья, отсутствие трудозанятости, асоциальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, случаи выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам, имеющим право на получение жилья, в аварийный фонд.
Справиться с этой проблемой можно, только объединив усилия различных ведомств и властных структур. Важнейшее значение приобретают реализация полномочий в области пожарной безопасности органами власти регионального и муниципального уровней, а также работа средств массовой информации.
Реальными мерами по снижению гибели детей на пожарах являются газификация населенных пунктов, реализация программ переселения семей, проживающих в ветхом жилье, принятие дополнительных мер по борьбе с злоупотреблением табачной продукции и алкоголем.
99,8% несовершеннолетних погибли в жилых помещениях жилых домов, где должностные лица государственного пожарного надзора не наделены правом проводить обследования и проверки.
Одним из основных направлений деятельности МЧС России является нормативное правовое регулирование вопросов предупреждения пожаров, смягчения их последствий.
В сентябре 2020 года вступили в силу изменения в свод правил, регламентирующие возможность оборудования газовыми плитами домов не выше девятого этажа. Этим же документом установлена обязанность устройства автоматического отключения газового оборудования при наступлении аварийной ситуации.
С 1 марта 2021 года введен в действие на территории Российской Федерации свод правил, определивший необходимость установки автоматических пожарных извещателей при проектировании и строительстве жилых зданий вне зависимости от этажности, включая одноквартирные жилые дома.
В настоящее время МЧС России добивается внесения изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающих аналогичное обязательное требование для эксплуатируемых зданий.
Дополнительно прорабатывается вопрос введения запрета на эксплуатацию электрических сетей и оборудования зданий объектов социальной сферы
с круглосуточным пребыванием людей без устройств защиты от дугового пробоя как эффективной меры предупреждения пожаров по причинам неисправности электропроводки и электрооборудования.
В 2022 году будет продолжена адресная работа с субъектами
Российской Федерации по совершенствованию системы предотвращения гибели несовершеннолетних на пожарах, нормативного правового регулирования в сфере обеспечения безопасности жилья, внедрению современных устройств защиты людей от пожаров.