Информирование о налоговых льготах, действующих при налогообложении имущества физических лиц и организаций


 

 

 

  1. С 1 января 2020 года действуют формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу

 

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 361.1, пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс, в редакции Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ) о представлении налогоплательщиками-организациями заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу (далее — налоговая льгота) издан приказ ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@ «Об утверждении формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме» (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2019, регистрационный номер 55866), далее — Приказ.

Вышеуказанные нормы Кодекса и Приказ вступают в силу с первого числа налогового периода 2020 года.

Таким образом, заявление (КНД 1150064) по форме, предусмотренной приложением N 1 к Приказу (далее — заявление), может быть подано (направлено) в налоговый орган в целях предоставления налоговой льготы, относящейся к налоговому периоду с 2020 года.

Налоговые льготы за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в этот период (пункт 3 статьи 55 Кодекса) заявляются в соответствии с ранее действовавшими положениями нормативных правовых актов (приказы ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения» (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2016, регистрационный номер 44966), от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения, а также признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@» (зарегистрирован Минюстом России 01.06.2017, регистрационный номер 46926));

 При заполнении заявления в поле 5.4 и (или) в поле 6.2 указывается заявляемый налогоплательщиком период действия налоговой льготы согласно документу (документам), подтверждающему право на налоговую льготу (подпункт 4 пункта 19, подпункт 2 пункта 20 Порядка заполнения формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, утвержденного Приказом).

Таким образом, при подтверждении права на налоговую льготу налоговый орган должен располагать соответствующими документами и (или) сведениями, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу за период ее действия, указанный в заявлении;

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

 

Подавать заявление придется только за налоговые периоды, начиная с 2020 года. По льготам за предыдущие годы, а также за периоды в течение 2020 года, когда, например, организация ликвидирована или реорганизована, организации должны применять действующий сейчас порядок, т.е. сообщать о льготируемых объектах в декларациях.

Кроме того, инспекции необходимы документы, которые подтверждают льготу. Если организация не представила их самостоятельно, налоговые органы запросят их у самого налогоплательщика или у органов и лиц, у которых такие сведения могут быть.

Таким образом, заявление (КНД 1150064) по форме, предусмотренной Приказом ФНС России от 25.07.2019                     № ММВ-7-21/377@ «Об утверждении формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме» (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2019, регистрационный номер 55866), может быть подано (направлено) в налоговый орган в целях предоставления налоговой льготы, относящейся к налоговому периоду с 2020 года.

При этом по результатам рассмотрения заявления может быть направлено два документа — уведомление о предоставлении налоговой льготы и сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы (например, в отношении одного периода льготы подтверждаются, а в отношении другого периода действие льготы не подтверждено).

Документ: Письмо ФНС России от 12.09.2019 № БС-4-21/18359@

 

 

  1. Ответы на наиболее частые вопросы, касающиеся применения заявительного порядка предоставления налогоплательщикам-организациям льгот по транспортному и земельному налогам, приведены в Письме ФНС РФ от 10.12.2019 № БС-4-21/25284@

 

  1. С какого налогового периода может использоваться заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу (далее – налоговые льготы) по форме, предусмотренной приложением N 1 к приказу ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@ «Об утверждении формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме» (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2019, регистрационный N 55866) (далее – заявление о льготе)?

Ответ: Заявление о льготе может быть подано (направлено) в налоговый орган в целях предоставления налоговой льготы, относящейся к налоговому периоду с 2020 года (пункт 3 статьи 361.1, пункт 10 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ и от 29.09.2019 N 325-ФЗ) (далее – Налоговый кодекс).

 

  1. В течение 2020 года организация, имеющая налоговые льготы, намерена ликвидироваться. За период с начала 2020 года до ликвидации организации каким образом можно заявить налоговые льготы?

Ответ: Учитывая, что в рассматриваемом случае налоговый период 2020 года полностью не истек, налоговые льготы заявляются в соответствии с ранее действовавшими положениями нормативных актов, относящихся к порядку представления налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (пункт 3 статьи 55 Налогового кодекса, приказы ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@ и от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347@).

 

  1. Допустимо ли применять налоговые льготы при исчислении и уплате авансовых платежей по транспортному и (или) земельному налогам (далее – налоги) в течение налогового периода в случае, если заявление о льготе в этом налоговом периоде в налоговый орган не представлено?

Ответ: Положения глав 28 «Транспортный налог» и 31 «Земельный налог» Налогового кодекса не связывают уплату авансовых платежей по налогам и применение налоговых льгот с обязательным представлением заявления о льготе в течение какого-либо определенного периода.

Необходимо понимать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 Налогового кодекса, начиная с 01.01.2021, в целях обеспечения полноты уплаты налогов налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам (их обособленным подразделениям) по истечении соответствующего налогового периода сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов (далее – Сообщение).

Сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в т.ч. результатов рассмотрения заявления о льготе.

Таким образом, если налоговый орган на дату составления Сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в Сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета налоговых льгот. В дальнейшем, в соответствии с пунктом 6 статьи 363 и пунктом 5 статьи 397 НК РФ налогоплательщик вправе представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, в частности, заявление о льготе за соответствующий период.

Если по итогам рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогам (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представлял в налоговый орган заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы, при этом фактически учитывал налоговую льготу, и это привело к занижению суммы уплаченного налога) налоговый орган принимает меры по взысканию недоимки (пункт 7 статьи 363, пункт 5 статьи 397 Налогового кодекса).

 

  1. В какой срок необходимо представить заявление о льготе?

Ответ: Срок для представления в налоговый орган заявления о льготе Налоговым кодексом не установлен.

 

  1. По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган должен направить уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. По какой форме оформляются указанные документы?

Ответ: Формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 361.1, пункт 10 статьи 396 Налогового кодекса). В настоящее время соответствующий приказ ФНС России от 12.11.2019 N ММВ-7-21/566@ находится на государственной регистрации в Минюсте России.

До вступления в силу приказа в качестве рекомендованных могут применяться формы, предусмотренные приложениями N N 6, 7 к письму ФНС России от 25.09.2019 N БС-4-21/19518@ «Об организации обработки сообщений, заявлений и уведомлений, поступивших в налоговые органы по вопросам налогообложения имущества».

 

  1. Допускается ли по одному заявлению о льготе одновременное направление уведомления о предоставлении налоговой льготы и сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы?

Ответ: Да, допускается при наличии соответствующих оснований применительно к разным периодам действия заявленной налоговой льготы и (или) разным налогам, по которым представлено заявление о льготе.

Например, в заявлении о льготе указан срок предоставления налоговой льготы с 01.01 по 01.09, при этом за период с 01.01 по 31.05 действие налоговой льготы подтверждено (за этот период направляется уведомление о предоставлении налоговой льготы), а за период с 01.06 по 01.09 действие налоговой льготы не подтверждено (за этот период направляется сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы).

 

  1. Допускается ли предоставление заявления о льготе по необъектам налогообложения?

Ответ: По транспортным средствам и земельным участкам, которые не являются объектами налогообложения (пункт 2 статьи 358, пункт 2 статьи 389 Налогового кодекса), отсутствует необходимость представления заявления о льготе в связи с тем, что по ним не имеется налогоплательщиков.

 

  1. Можно ли в первый месяц налогового периода представить заявление о льготе для ее использования в течение всего этого налогового периода?

Ответ: Срок для представления заявления о льготе в налоговый орган определяется налогоплательщиком.

В рассматриваемой ситуации целесообразно понимать, что, если в заявлении о льготе будет указан весь налоговый период, за который заявлена налоговая льгота, для направления уведомления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган должен располагать сведениями, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу за период, указанный в заявлении о льготе. В противном случае в отношении неподтвержденного периода действия налоговой льготы будет направлено сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.

 

  1. Какой налоговый орган уполномочен рассматривать заявление о льготе по существу?

Ответ: Налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения, указанного в заявлении о льготе (пункт 5 статьи 83 Налогового кодекса, пункты 1.6, 2.1 приложения к письму ФНС России от 25.09.2019 N БС-4-21/19518@).

 

  1. Допускается ли направление заявления о льготе через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России?

Ответ: Нет, не допускается. В силу пункта 1 статьи 11.2 Налогового кодекса личный кабинет налогоплательщика используется для реализации налогоплательщиками своих прав только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом. Представление организациями заявления о льготе через личный кабинет налогоплательщика Налоговым кодексом не предусмотрено.

 

  1. Требуется ли представление заявления о льготе для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков определенного вида разрешенного использования?

Ответ: Нет, не требуется. Исходя из абзаца первого пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса полномочия по определению налоговых ставок по земельному налогу не отождествляются с полномочиями по установлению налоговых льгот в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса. В отличие от налоговой ставки налоговая льгота не является обязательным элементом налогообложения (пункты 1, 2 статьи 17 Налогового кодекса).

Учитывая изложенное, целесообразно использовать позицию, содержащуюся в письме Минфина России от 01.10.2018 N 03-05-04-01/70113, о том, что пониженные налоговые ставки для налогообложения земельных участков определенных видов не являются налоговыми льготами для целей налогового администрирования.

Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков определенных видов разрешенного использования (например, ставки, определенной статьей 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» в размере 0,1 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом) заявление о льготе не требуется.

Документ: Письмо ФНС России от 10.12.2019 № БС-4-21/25284@

 

 

  1. Условия применения федеральной льготы, которая освобождает индивидуальных предпринимателей, работающих в пострадавших от распространения COVID-19 отраслях экономики, от уплаты имущественных налогов за II квартал 2020 года

 

ФНС России в письме от 08.06.2020 № БС-4-21/9447@ разъяснила условия применения федеральной льготы, которая освобождает индивидуальных предпринимателей, работающих в пострадавших от распространения COVID-19 отраслях экономики, от уплаты имущественных налогов за II квартал 2020 года.

Так, освобождение от транспортного налога распространяется на любые транспортные средства, используемые (предназначенные для использования) в предпринимательской деятельности. Исключение — маломерные суда, применяемые в некоммерческих целях и зарегистрированные органами ГИМС МЧС России.

От земельного налога автоматически освобождаются земельные участки, используемые (предназначенные для использования) в предпринимательской деятельности. Исключение — участки с кодами видов разрешенного использования 1.16, 1.19, 1.20, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7.1, 12.0, 12.3, 13.0, 13.1, 13.2, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства. Для таких участков подтверждением их применения в предпринимательской деятельности могут служить документы, представленные в налоговый орган при рассмотрении заявления о предоставлении налоговой льготы (например, договоры аренды, продажи, возмездного сервитута).

Автоматическое освобождение от налога на имущество физических лиц распространяется на все объекты капитального строительства, используемые (предназначенные для использования) в предпринимательской деятельности. Исключение — жилые помещения, хозпостройки на участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС, а также индивидуальные гаражи и машино-места. Однако эти объекты также могут не облагаться налогом, если их фактическое применение в предпринимательской деятельности будет подтверждено на основании представленных в налоговый орган документов, в том числе при рассмотрении заявления о предоставлении налоговой льготы.

Указанные льготы предоставляются индивидуальным предпринимателям в беззаявительном порядке. Подавать документы в налоговые инспекции не требуется. Исключением являются случаи, когда налоговые органы не располагают обоснованной информацией, подтверждающей фактическое использование недвижимости в предпринимательской деятельности (или цель такого использования недвижимости) за II квартал 2020 года.

 

 

  1. О применении беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по транспортному налогу физических лиц

 

В соответствии с абзацем девятым пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ) в случае, если налогоплательщик — физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.

При этом, к сведениям, полученным в соответствии с Кодексом, относятся в том числе актуальные документированные сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, ранее представленные в налоговый орган, например, с заявлением о предоставлении налоговой льготы.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ, абзац девятый пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса вступает в силу с 1 января 2020 года и не имеет ограничений по налоговым периодам, за которые может применяться указанный порядок предоставления налоговых льгот по налогу.

Указанные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 23.06.2020 № БС-4-21/10275@.

 

 

  1. О порядке предоставления налогоплательщикам — физическим лицам налоговых льгот по транспортному налогу

 

Согласно абзацу девятому пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса, в случае, если налогоплательщик — физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.

К федеральным законам, в соответствии с которыми налоговые органы вправе получать сведения, подтверждающие право налогоплательщика — физического лица на налоговую льготу, относятся, в том числе, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (часть восьмая статьи 5.1), Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (пункт 2 части 1 статьи 10), Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 8 статьи 1), Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (подпункт «г» пункта 76 статьи 2).

На основании сведений, полученных в рамках вышеуказанного межведомственного взаимодействия и подтверждающих право налогоплательщика — физического лица на налоговую льготу по налогу, налоговый орган вносит сведения в автоматизированную информационную систему ФНС России и при наличии оснований в соответствии с положениями статьи 52 Налогового кодекса проводит перерасчет налога.

При этом если перерасчет сумм ранее исчисленного налога не влечет направление налогового уведомления в связи с перерасчетом (в случае, когда подлежащая уплате сумма налога отсутствует в связи с предоставлением налоговой льготы), перерасчет налога проводится начиная с периода, в котором у налогоплательщика — физического лица возникло право на налоговую льготу, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Указанные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 07.10.2020 № БС-4-21/16390@.

 

 

  1. О реализации отдельных норм Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ, касающихся налогообложения имущества

 

Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ внесено значительное количество изменений в Налоговый кодекс РФ, в том числе касающихся представления в налоговые органы документов через МФЦ, беззаявительного порядка применения налоговых льгот, уточнения порядка применения кадастровой стоимости объектов недвижимости и пр.

Так, согласно Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу (пункт 43 статьи 2 Закона).

На основании подпункта «б» пункта 50, подпункта «а» пункта 55 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2020                     № 374-ФЗ необходимо учитывать возможность применения беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц для всех категорий физических лиц, имеющих право на налоговые льготы по указанным налогам, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

Исчисление транспортного налога в случае гибели или уничтожения транспортного средства будет прекращено на основании заявления налогоплательщика.

Исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства на основании заявления, вместе с которым налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения.

Указанные заявление и документы могут быть представлены через МФЦ.

В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения, в налоговом органе отсутствуют, налоговый орган вправе запросить соответствующие сведения у органов и иных лиц, у которых они имеются.

Орган или лицо должны исполнить такой запрос или сообщить о причинах неисполнения в течение 7 дней со дня его получения.

По результатам рассмотрения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о прекращении исчисления налога либо сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога.

До утверждения формы заявления налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по своему выбору такое заявление в произвольной форме с указанием месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения, а также документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.

 (Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ; Письмо ФНС России от 24.11.2020 № БС-4-21/19238@)