Информация для жителей Жуковского: ЦАГИ – полёТу: первый цельнометаллический самолет АНТ-2


Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), основанный в 1918 году, был первым в нашей стране центром авиации. Из этой альма-матер вышли большинство крупных конструкторских бюро и институтов отечественной авиапромышленности. В том числе – конструкторское бюро А.Н. Туполева, а сейчас – ПАО «Туполев». Когда-то Андрей Николаевич Туполев проверял свои теории и строил первые АНТы в испытательных лабораториях ЦАГИ. С тех пор на протяжении 100 лет наши предприятия поддерживают конструктивный диалог и плодотворное сотрудничество. Надежный союз авиационной науки и самолетостроения – залог общего успешного и прогрессивного развития. Сегодня мы открываем серию материалов под общим названием «ЦАГИ – полёТу», посвященных 100-летию ПАО «Туполев».

Одним из первых самолетов, созданных в СССР под руководством А.Н. Туполева, стал АНТ-2 – первый цельнометаллический. Он был изготовлен из нового материала – кольчугалюминия, превосходившего по своим качествам древесину и металл. Этот металлический сплав, пригодный для самолетостроения, был разработан сотрудниками секции испытания материалов ЦАГИ в 1922 году.

Кольчугалюминий был опробован А.Н. Туполевым, в то время занимавшим пост заместителя начальника ЦАГИ, при строительстве аэросаней и глиссеров. После этого конструктор приступил к созданию АНТ-1 – самолета смешанного типа, где применялись дерево и металл. Его успех открыл дорогу для проектирования и строительства цельнометаллического летательного аппарата.

Работы над АНТ-2 начались весной 1923 года. Перед коллективом А.Н. Туполева стояла задача создать машину, пригодную как для пассажирских перевозок, так и для военного использования. Самолет был построен силами сотрудников АГОС – отдела авиации, гидроавиации и опытного строительства ЦАГИ. При его создании особое внимание уделялось хорошим аэродинамическим качествам, простоте конструкции и возможности уменьшить массу летательного аппарата не в ущерб прочности.

АНТ-2 имел треугольный в сечении фюзеляж, что увеличивало его жесткость и позволяло отказаться от распорок. Крыло – прямое свободнонесущее двухлонжеронное. Шасси были представлены двумя амортизированными колесами в передней части фюзеляжа и хвостовым костылем. В то же время конструкция АНТ-2 позволяла оборудовать его как колесным, так и лыжным шасси. Кабина пилота была открытая с ветрозащитным целлулоидным козырьком. Пассажиры сидели плотно, располагаясь лицом друг к другу.

Первый полет АНТ-2 совершил 26 мая 1924 года, в воздух его поднял летчик Николай Петров. Самолет показал хорошую управляемость, особенно после того, как была увеличена площадь хвостового оперения.

Дебют цельнометаллического самолета А.Н. Туполева перед широкой публикой состоялся на воздушном параде на Центральном аэродроме в Москве 1 июня того же года. Новый летательный аппарат произвел на зрителей большое впечатление, отличаясь новизной форм и плавностью хода.

Гражданский воздушный флот проявил интерес к новому самолету ЦАГИ, но в серию самолет так и не был запущен. Помешали нехватка моторов и малая пассажировместимость. Однако АНТ-2 стал важной частью развития авиации: с него началась история отечественного металлического самолетостроения и была подготовлена основа для проектирования крупных боевых машин.