Вниманию жуковчан: ЦАГИ разработает систему проектирования воздушного винта регионального самолета


Цифровая трансформация всех секторов экономики нашей страны – одна из важных задач, поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным на ближайшее десятилетие. Особую актуальность приобретает совершенствование численных методов исследований в авиационной отрасли, в частности, при проектировании новой авиатехники.

Так, в связи с активным развитием рынка местных авиаперевозок встал вопрос о создании современных региональных авиалайнеров с воздушными винтами. Для этого необходимо объединить программные средства, определяющие аэродинамические, прочностные и акустические характеристики лопастных движителей, в единый комплекс. Поэтому Министерством промышленности и торговли Российской Федерации был объявлен конкурс на создание системы многодисциплинарного проектирования воздушного винта регионального самолета (шифр «Винт-система»). Тендер выиграл Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).

Научно-исследовательская работа (НИР) будет проводиться в рамках реализации государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Основная цель НИР – сокращение сроков и повышение качества разработки воздушного винта за счет развития методов проектирования, численного моделирования и многодисциплинарной оптимизации.

«Отечественная авиационная отрасль сегодня остро нуждается в создании технологий проектирования перспективных аэродинамических компоновок агрегатов летательных аппаратов. Эта задача многократно усложняется, когда мы говорим о разработке универсального винта для транспортной и пассажирской авиации, который должен соответствовать всем необходимым требованиям по условиям эксплуатации, надежности, ресурсу, весу, шуму на местности и в салоне, тяговым и мощностным характеристикам. В этих условиях важно объединить программные средства численного моделирования в единый комплекс, сформировав систему многодисциплинарного проектирования и оптимизации», – рассказал генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.

НИР планируется реализовать в два этапа. Первым шагом станет анализ имеющегося в отраслевых институтах научно-технического задела в части аэродинамики, прочности, аэроакустики, согласования параметров самолета и силовой установки. На втором этапе ученые ЦАГИ проведут интеграцию расчетных методик определения характеристик воздушного винта, спроектируют и изготовят его тестовый вариант. Далее после стендовых и натурных испытаний и валидации расчетных моделей будет разработана программа, реализующая макет системы многодисциплинарного проектирования и оптимизации винта регионального самолета. Результатом этих исследований станет создание перспективного лопастного движителя с учетом требований по аэроакустике, прочности, согласованию параметров летательного аппарата и силовой установки.

Сроки реализации контракта – с начала мая по 15 ноября 2022 года. Разрабатываемый продукт в дальнейшем будет интегрирован в систему обликового проектирования новых образцов отечественной летательной техники с воздушными винтами.