Глава 3. Участие населения городского округа в осуществлении местного самоуправления


ГЛАВА 3. Участие населения городского округа в осуществлении местного самоуправления

Статья 10. Права граждан на осуществление местного самоуправления

  1. Граждане, проживающие на территории городского округа, осуществляют местное самоуправление посредством участия в местном референдуме, муниципальных выборах, путем других форм прямого волеизъявления граждан, а также через органы местного самоуправления.
  2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие в осуществлении местного самоуправления основывается на принципах законности, добровольности.
  3. Граждане, проживающие на территории городского округа, имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
  4. На территории городского округа действуют все гарантии прав граждан на осуществление местного  самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Московской области.

Статья 11. Местный референдум

  1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.
  2. Местный референдум проводится на всей территории городского округа.
  3. Решение о назначении местного референдума принимается Советом депутатов:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) по инициативе Совета депутатов и руководителя Администрации, выдвинутой ими совместно.
4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории городского округа в соответствии с федеральным законом.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями оформляется в порядке, установленном федеральным законом и законом Московской области.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Советом депутатов и руководителем Администрации, оформляется правовыми актами Совета депутатов и Администрациигородского округа.
5. Совет депутатов обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Совет депутатов документов, на основании которых назначается местный референдум.
В случае, если местный референдум не назначен Советом депутатов в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, Главы городского округа, органов государственной власти Московской области, Избирательной комиссии Московской области или прокурора. В случае, если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией городского округа, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти Московской области или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.
6.      В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, место жительства которых расположено в границах городского округа. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего  равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
7.      Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
8.      Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории городского округа и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления городского округа.
9.      Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления городского округа, прокурором, иными уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
10.    Гарантии права граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом  и принимаемыми в соответствии с ним законами Московской области.

Статья 12. Голосование по отзыву депутата, Главы городского округа

  1. Голосование по отзыву депутата, Главы городского округа проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и применяемым в соответствии с ним законом Московской области для проведения местного референдума.

1.1. Отозваны избирателями могут быть депутаты Совета депутатов, избранные по одномандатным избирательным округам. В отношении депутатов, избранных в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.
2. Депутат, Глава городского округа могут быть отозваны только на основании нарушения законодательства Российской Федерации, Московской области, нормативных правовых актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, а также настоящего Устава и иных правовых актов органов местного самоуправлениягородского округа, принятых в пределах их компетенции. Основаниями для отзыва депутата, Главы городского округа могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке.
Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва Главы городского округа или досрочного прекращения полномочий Совета депутатов.
3. Депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.
Глава городского округа считается отозванным, если за отзыв проголосовало 2/3 голосов от установленного числа депутатов Совета депутатов.
4. Депутат, Глава городского округа имеют право дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.
5. Итоги голосования по отзыву депутата, Главы городского округа и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
6. Отзыв по указанным основаниям не освобождает депутата, Главу городского округа от иной ответственности за допущенные нарушения законов и иных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в порядке, предусмотренном  законодательством.

Статья 13. Голосование по вопросам изменения границ городского округа,  преобразования городского округа

  1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ городского округа, преобразовании городского округа, проводится голосование по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа.
  2. С инициативой об изменении границ, преобразовании городского округамогут выступать население городского округа, Совет депутатов, Глава городского округа, органы государственной власти Московской области, федеральные органы государственной власти.
  3. Голосование по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа проводится на всей территории городского округа  в соответствии с федеральным законом.
  4. Голосование по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа назначается Советом депутатов и проводится в порядке, установленном  федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Московской области для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных федеральным законом.
  5. Голосование по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей городского округа, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ городского округа, преобразование городского округа считается полученным, если за указанные изменения, преобразование проголосовало более половины принявших участи в  голосовании жителей городского округа.
  6. Итоги голосования по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 14. Муниципальные выборы

  1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Совета депутатовна основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  2. Муниципальные выборы назначаются решением Совета депутатов городского округа в сроки, предусмотренные федеральным законом и законом Московской области. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией городского округа или судом.
  3. День голосования на муниципальных выборах определяется в соответствии с федеральным законом и законом Московской области.
  4. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Московской области.
  5. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 15. Территориальное общественное самоуправление

  1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по  месту их жительства на части территории городского округа для самостоятельного и под свою ответственность  осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
  2. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Советом депутатов по предложению населения, проживающего на данной территории.
  3. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
  4. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета, порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяются Положением о территориальном общественном самоуправлении, утверждаемым Советом депутатов.

Статья 16.  Собрания и конференции граждан

  1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории городского округа  могут проводиться собрания граждан.
  2. Собрания граждан проводятся по инициативе населения городского округа, Совета депутатов, Главы городского округа, а также в случаях, предусмотренных Уставом территориального общественного самоуправления.
  3. В случаях, предусмотренных уставом городского округа и (или) нормативными правовыми актами Совета депутатов, уставом территориального общественного самоуправления полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
  4. Порядок назначения и проведения собраний граждан,а также полномочия собрания граждан определяются федеральным законом, уставом городского округа и (или) нормативным правовым актом Совета депутатов, уставом территориального общественного самоуправления.
  5. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом городского округа и (или) нормативным правовым актом Совета депутатов, уставом территориального общественного самоуправления.
  6. Порядок назначения и проведения собраний и конференций граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления устанавливается уставом территориального общественного самоуправления.
  7. Обращения, принятые собранием, конференцией граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

8.      Итоги проведения собрания, конференции граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 17. Правотворческая инициатива граждан

  1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом.
  2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению Советом депутатов, Главой городского округа или руководителем Администрации, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
  3. Минимальная численность инициативной группы граждан, порядок реализации правотворческой инициативы, принятия и рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, обеспечение возможности изложения своей позиции  представителями инициативной группы регулируется нормативным правовым актом Совета депутатов.
  4. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Статья 18. Публичные слушания

  1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей города  Советом депутатов, Главой городского округа могут проводиться публичные слушания.
  2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов, Главы городского округа.

3.      Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов, назначаются Советом депутатов, а по инициативе Главы городского округа – Главой городского округа.
4.      На публичные слушания должны выноситься:
1) проект Устава городского округа, а также проект правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав, кроме случаев, когда изменения в Устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в Уставе городского округа вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития городского округа, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании городского округа.
5. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом городского округа и (или) нормативными правовыми актами Совета депутатов и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей городского округа о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей городского округа, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
6. Итоги обсуждения и принятое решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 19. Опрос граждан

  1. Опрос граждан проводится на всей территории или на части территории городского округа для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами  и должностными лицами местного самоуправления городского округа, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители городского округа, обладающие избирательным правом.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) Совета депутатов или Главы городского округа по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Московской области – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель городского округа для объектов регионального и межрегионального значения.
4.  Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативными правовым актом Совета депутатов в соответствии с законом Московской области.
5.  Решение о назначении опроса граждан принимается Советом депутатов. В решении Совета депутатов о назначении опроса граждан устанавливаются:
1) дата и сроки проведения опроса;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность жителей городского округа, участвующих в опросе.
6. Жители городского округа должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса  граждан осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета – при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
2) за счет средств бюджета Московской области – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Московской области.

Статья 20. Обращения граждан в органы местного самоуправления

  1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
  2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении

  1. Наряду с предусмотренными федеральным законом и уставом городского округа формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих  Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Московской области.
  2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основывается на принципах законности, добровольности.
  3. Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления населением и участия населения в осуществлении местного самоуправления.